Прежде всего надо произнести искреннее благодарение Богу, потом исповедать грехи и с сокрушением души каяться в них, и наконец, да представляем Царю всяческие наши прошения.
Восстав от сна, первая мысль твоя да будет благодарение Богу. С этой же мыслью и ко сну отходи, имея в уме, что одр твой, быть может, сделается гробом твоим. Прощение обид, даже самых тяжких, необходимо для успеха в молитве, памятуя слово Апостольское: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).
Ангелом Господним открыто было одному из монашествующих о следующем благоприятнейшем образе молитвы: прежде всего надо произнести искреннее благодарение Богу, потом исповедать грехи и с сокрушением души каяться в них, и наконец, да представляем Царю всяческие наши прошения.
Видим из св. Евангелия, что некий судья исполнил просьбу одной вдовицы, убежденный лишь неотступностью ее, так же и друг, который сначала отказал было другу своему в просьбе его, но когда тот, не отходя от него, продолжал умолять, то он, наконец, уступил его настойчивости (Лк. 18, 5). Притчами этими Господь учит нас, что и мы должны поступать таким же образом, чтобы получить проcимое.
Учители Церкви и все св. отцы заповедали во время молитвы иметь смирение и сердечное сокрушение о своих грехах и сказали: если человек в своем сердце не сознает себя грешником, то Бог не услышит его. Это мы видим из молитвы Фарисея и Мытаря. Молитва, растворенная слезами смирения и покаяния, непременно будет услышана. Изливаясь из души смиренной, она, по словам Премудрого, проникает облака и не останавливается, пока не дойдет до Господа. Молитва смиренная отверзает небеса и преклоняет на милость разгневанное Правосудие Божие: «Смиритесь пред Господом и вознесет вас» (святитель Иоанн Златоуст).
Мытарь, когда молился, не дерзал даже и взглянуть на небо или воздевать свои руки, но ударял себя в грудь и, исповедуя грехи, смиренно просил помилования, тогда как велеречивый Фарисей исчислял мнимые свои добродетели и как бы требовал от Бога награды. Что же вышло? Тот помилован, а тот осужден.
«Помыслим, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — к кому мы приступаем и зачем? Что желаем получить? — Мы приступаем к Богу, при созерцании Которого Серафимы отвращают лице, не имея сил сносить сияние. Приступаем к Богу, Который живет во свете неприступном. Приступаем для того, чтобы Он избавил нас от геенны, отпустил нам грехи наши, освободил нас от нестерпимых наказаний и даровал нам небо и его блага». Итак, припадем к Нему и телом, и мыслью, чтобы Он Сам воздвиг нас лежащих, будем беседовать с Ним с кротостью и со всяким смирением (Иак. 4, 10).
СВЯТОГОРСКИЙ ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ (МИНИН). О ЧЕМ И КАК НУЖНО МОЛИТЬСЯ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
БЛАГОДАРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ И ПРОШЕНИЕ
ЛУЧШЕЕ ИЗ ДЕЛ
НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
ДОМ БОЖИЙ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
НЕОТСТУПНОСТЬ В МОЛИТВЕ
ДАР БОЖИЙ
БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ
Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
Смотри также