Непрестанно молиться значит то, чтобы часто во всяком начинании и деле ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить у Него милости, помощи и заступления. Что ни делал бы ты, как можно чаще призывай имя Божие, за все благодари Господа — за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага; тогда осветится вся твоя жизнь, и она будет непрестанной молитвой.
«Непрестанно молитеся, — говорит св. Апостол, — да не внидете в напасть». Но непрестанная молитва заключается не только в том, чтобы непрестанно молиться, а надо непрестанно памятовать о Боге и воображать Его всегда пред собой смотрящего на все дела, намерения и помышления наши, а потому во время всяких занятий надо приучать себя чаще мысленно произносить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», или: «Пресвятая Богородице, спаси меня». Об Иисусовой молитве св. отцами изложены подробные руководства в книге «Добротолюбие» и иных аскетических сочинениях.
Один Богомудрый отец говорит: «Если хочешь в теле, как бестелесен быть, Богу служить непрестанно, стяжи молитву тайно в сердце твоем, — и душа твоя прежде смерти будет как Ангел». Св. Василий Великий говорит, что надобно заключать свою молитву не в словах, а напротив, всю силу ее поставлять более в душевном желании и в непрестанно продолжающихся подвигах добродетели, ибо сказано: «Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10, 31).
Что ни делал бы ты, как можно чаще призывай имя Божие, за все благодари Господа — за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага; тогда осветится вся твоя жизнь, и она будет непрестанной молитвой. Святитель Тихон епископ Воронежский касательно молитвы излагает следующее учение: «Молиться всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы, или молитвы написанные, и кланяться, — это невозможное дело есть: надобно всякому христианину дела по званию своему делать, и при том плоть утружденная требует успокоения, сна и проч.
Непрестанно молиться значит то, чтобы часто во всяком начинании и деле ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить у Него милости, помощи и заступления. Причина тому следующая: так как сатана всегда, с своими злыми слугами, злое шепчет нам, также плоть всегда похотствует на дух, а этим врагам сами мы противиться не можем, — поэтому мы должны молитвой выпрашивать помощь Божию и тем против них вооружаться, стоять и крепиться».
И в другом месте говорит святитель Тихон: «Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом, и молитвы написанные читать; но возможно и без того, на всякое время и на всяком месте, умом и духом молиться. Можно молиться когда ходишь, сидя, лежа, путем едучи, за трапезой сидя, дело делая, в народе и уединении к Богу ум и сердце возводить, и так милости и помощи от Него просить. Бог же везде и на всяком месте есть и всегда двери к нему открыты и доступ к нему удобен, — не так, как к человеку, — и всегда и везде по Своему человеколюбию, готов нас слушать и нам помогать».
А святитель Иоанн Златоуст поучает: «Где бы ни был, везде можешь поставит жертвенник. Покажи только добрую волю — и не помешает тебе место и не воспрепятствует время. Хотя ты и не преклонишь колен, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горящую душу, так сделаешь все нужное для молитвы».
Можно и женщине, сидя за прялкой или занимаясь тканием, воззреть умом на небо и воззвать Бога пламенно; можно и мужчине, выходя на площадь или идучи куда-нибудь, совершать усердные молитвы; другому, сидя в мастерской или на лавке, можно вознести душу к Господу; можно и слуге: и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь в кухне, когда нельзя пойти в церковь и совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом, Он требует только одного — пламенного сердца и целомудренной души («Нравственное Богословие» епископа Платона).
Бог не имеет нужды в нашем многословии. Он и без слов наших знает не только то, что в настоящую минуту мы думаем, но и то, чего будем желать впоследствии и о чем станем помышлять в другое время: «Ты разумел еси помышления моя издалеча», — говорит Псалмопевец. Не слова разверзают небо и делают молитву услышанной, а внутренний сердечный вопль ко Господу. Иные, быть может, скажут, что от молитвы отвлекают их обязанности по званию, но мы поставим им в образец св. пророков Давида и Даниила: первый, как царь управлявший обширным и многолюдным царством, который имел немало забот о благоустройстве своих подданных, однако же, несмотря на это, находил время для молитвы.
По словам св. Епифания, порфироносный Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, пред рассветом. Молился поутру, молился в полдень и вечером. Поэтому сам говорит: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея!» (Пс. 118, 164). Пророку Даниилу, когда находился он при дворе персидского царя Дария, вверено было управление всем государством (Дан. 6, 3–28). Обширные пределы персидского царства представляют полное основание думать, что обязанности св. пророка Даниила были весьма велики. А особенная любовь, которой пользовался он у царя, преимущественно пред всеми другими вельможами, доказывает необыкновенную тщательность его в исполнении этих многочисленных и трудных обязанностей. Однако же и при всем том он, по собственным его словам, служа царю земному, каждодневно уделял немало времени и на служение Царю Небесному. Всякий день три раза преклонял колена свои, молился и исповедовался пред Богом.
Но хотя бы наша молитва, по слову апостольскому, совершалась и непрестанно, но если молясь мы имеем на кого-либо злобу, то Господь не услышит нас. Припомните, что сказал Он: «Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша» (Мк. 11, 25–26). И св. Отцы сказали: если кто за врагов не молится, того молитву Бог не примет. Может быть, нам иногда мнится, что мы не виноваты в происшедшей с братом ссоре или что мы желали бы помириться с ним — да он не хочет, но этого недостаточно. Надобно с усердием просить Бога, чтоб Он расположил случай к примирению, хотя бы вины с нашей стороны и действительно не было. Тогда Господь вменит нам это в заслугу и оценит то, что мы первые стали искать примирения. Но если после этого брат с нами не примирится, то мы уже не будем обвинены.
СВЯТОГОРСКИЙ ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ (МИНИН). О ЧЕМ И КАК НУЖНО МОЛИТЬСЯ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
БЛАГОДАРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ И ПРОШЕНИЕ
ЛУЧШЕЕ ИЗ ДЕЛ
НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
ДОМ БОЖИЙ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
НЕОТСТУПНОСТЬ В МОЛИТВЕ
ДАР БОЖИЙ
БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ
Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
Смотри также