ПятидесятницаПраздник Пятидесятницы — день рождения Церкви. Святой Дух двадцать столетий назад сошел на апостолов в сионской горнице и с тех пор не покидает верующих во Святую Троицу. Как стать достойным пришествия Утешителя и Духа Истины рассказывают афонские старцы.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Я не просил у Господа Духа Святого: я не знал, что есть Дух Святой, как Он приходит в душу и что делает с душою; а теперь мне радостно писать об этом.

О Душе Святый, мил Ты душе. Описать Тебя невозможно, но душа знает Твое пришествие, и Ты даешь мир уму и сладость сердцу.

Господь сказал: «Научитесь от Меня кротости и смирению, и обрящете покой душам вашим». Это о Духе Святом говорит Господь: только в Духе Святом обретает душа совершенный покой.

Блаженны мы, православные христиане, потому что много нас любит Господь, и дарует нам благодать Святого Духа, и в Духе Святом дает нам видеть славу Свою. Но чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.

СТАРЕЦ ИОСИФ ИСИХАСТ

Когда благодать озарит светом божественного сияния Духа, весь человек приходит в восторг и, как божественный Давид, играет и пляшет умно пред Божиим образом, как тот пред «сенным ковчегом».

Когда ты видишь, что благодать действует, и твоя душа радуется, и непроизвольно капают слезы — из‑за милостей, которые тебе даровал Бог, — то, если ты на молитве, остановись. Если ты стоишь на ногах — не двигайся. Если сидишь — сиди. Если молишься — молись без младенческого помысла и прими дождь Духа, сколько его изольется на тебя.

Ибо если он застанет тебя во время работы и ты встанешь на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где он тебя нашел. Чтобы ты не была в ней мастерицей. Он хочет научить твой помысл никогда не верить себе, пока ты пребываешь в этой жизни.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАСИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Большим злом является сухое богословие, когда мы богословствуем умом и представляем свой ум Духом Святым. Это называется мозгословием, которое порождает вавилонское столпотворение, в то время как в богословии существует множество языков (множество дарований), но все языки согласны между собой, потому что у них один хозяин — Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы, и эти языки — огненные.

Тот, кто пренебрегает божественным просвещением и отдает предпочтение уму, составляя красивые проповеди с помощью красивых слов, сродни арианам, которые верили, что Христос является творением Божиим.

Мы же, православные, веруем и исповедуем, что Слово Божие не создано, но рождено «от Отца прежде всех век», и воплотилось «от Духа Свята» и Девы Марии, и принесло спасение миру.

Слово ума не изменяет души, потому что является плотью. Но Слово Божие, которое рождается от Святого Духа, имеет божественную благодать и изменяет души.

Дух Святой не сходит с помощью техники, и потому богословие не имеет ничего общего с духом науки. Дух Святой нисходит Сам, когда видит в человеке для этого духовные предпосылки. Духовной предпосылкой является очищение человеком от ржавчины своих духовных проводов, для того чтобы стать хорошим электропроводником и принять духовный ток божественного просвещения. Так он становится духовным ученым, богословом.

ИГУМЕН РУССКОГО НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ СХИАРХИМАНДРИТ ИЕРЕМИЯ (АЛЕХИН)

Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего — то есть от совокупности страстей.

По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, 10).

Град Иерусалим — это ум человека, а сердце — престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу.

Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу — свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом — счастье человека. 

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …